Раздел 2. Психология личности.
 

Актуализация - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его ясное отражение.

Воля - сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Воображение – фантазия, процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта.

Восприятие - отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Воспроизведение - актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти без опоры на вторичное восприятие объектов.

Гениальность - наивысшая степень творческих проявлений личности.

Деятельность - способ человеческого бытия; это целенаправленный процесс, в котором человек участвует сознательно. Деятельность возникает как средство удовлетворения потребностей человека; в деятельности формируется сам человек, развиваются его способности. Деятельность бывает: практической, познавательной, эстетической, нравственной, идеальной (мышление) и другой. Необходимые моменты деятельности - цель, предмет, средство, результат.Деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его занятиях, мотивах, способностях и т.д.

Дискомфорт - состояние человека, при котором он испытывает ощущение беспокойства, неудовлетворенности, неуверенности в себе.

Задатки - врожденные физиологические особенности человека; исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей.

Идеал - образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.

Индивидуальность - способность к наиболее полному личному самовыражению и наличие неповторимых особенностей у специалиста, присущих только ему. Индивидуальность гарантирует ему конкурентоспособность на рынке труда.

Индукция (наведение) - вид умозаключений, представляющий собой метод познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений. Индукция опирается на наблюдения и эксперимент и тесно связана с дедукцией.

Интеллект - степень развития психических процессов человека: ощущении, восприятия, мышлении и т.д., обеспечивающих успешность познавательной деятельности.

Интеллектуальная деятельность - сознательная самоорганизация познания мира человеком, активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности.

Интеллектуальные (умственные) способности - способности, обеспечивающие успешность выполнения интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные умения - мыслительные действия, с помощью которых осуществляется познание, т.е. получение и применение знаний. Эти умения называются также познавательными: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.), мыслительные действия (дедукция, индукция), методы познания, приемы запоминания, воспроизведения и применения знаний.

Интерес - избирательное отношение личности к объекту в силу жизненного знания и эмоциональной привлекательности.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной действительности.

Интуиция - предчувствие о сути вещей, способах педагогической деятельности, ее результатах. Сама по себе не существует, опирается на знания, опыт, реальные условия. Все это нужно накапливать, бережно хранить.

Коллектив - группа людей с высоким гуманным (нравственным) уровнем отношений. Ему присущи: единые цели, единая общественная деятельность, связи между своими членами и структура.

Коллектив - объединение студентов, сплоченных единой целью, общественно полезной деятельностью, дружбой и способных к самоуправлению и сотрудничеству с педагогами.

Конкретизация - один из приемов познания. В отличие от абстракции конкретизация предполагает получение возможно полного знания о реальном предмете.

Личность - человек, умеющий управлять своим поведением и деятельностью, обладающий социальной активностью и способностью к саморазвитию.

Мировоззрение - система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и развитии. Выраженное через систему научных знаний, социальных оценок и мотивов деятельности, мировоззрение становится идейной основой направленного общественного поведения класса, социальной группы.

Моделирование личности студента - процесс, который строится на базе диагностирования и сопоставления полученных результатов с профессиограммой и профессиональной квалификационной характеристикой. Далее прогнозируется развитие в форме составления примерной модели его личностного потенциала. Моделирование личности студента - обязанность преподавателя и классного руководителя.

Мысль - результат мышления, идея, понятие, умозаключение.

Мышление - способность сознания отражать объективную действительность в форме представлений, понятий, умозаключений, гипотез, теорий, художественных образов, а также сам процесс зарождения и развития идей. Оно позволяет изучать прошлое, заглядывать в будущее, предсказывать результаты своей практической деятельности и достигать поставленной цели. Мышление развивается только благодаря труду, практической деятельности человека. Практика - важнейший источник правильного мышления.

Мышление теоретическое - один из видов мышления, направленных на открытие законов, свойств объектов.

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, и критерий что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Мышление наглядно-образное - мышление, характеризующееся опорой на представление и образы.

Мышление предметно-действенное - мышление, опирающееся на непосредственное действие с предметами.

Мышление проектное - процесс обобщенного опосредованного познания действительности, в ходе которого обучающийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для реализации проектов новых идей.

Мышление словесно-логическое - мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

Мышление технологическое - мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Навыки - действия, сформированные в результате повторений и используемые затем для совершения более сложной деятельности. Навыки - это автоматизированные действия.

Направленность личности - система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Наследственность - генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком при рождении от родителей и служащая одним из источников развития личности.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память - запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Поведение - активное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное внешними и внутренними факторами. Это способ существования человека, способного реагировать на внешнее воздействие и внутреннее состояние.

Познание - отражение и воспроизведение действительности посредством мышления.

Потребность - состояние человека, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.

Представление - психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности на основе прошлого опыта человека.

Психика - субъективное отражение объективной деятельности в мозгу человека.

Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

Психофизиологический потенциал - уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Разносторонность развития - полноценное развитие разных сторон и качеств личности.

Синтез - логический прием, представляющий собой мысленное соединение элементов объекта в единое целое (систему).

Ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность.

Склонность - устойчивая избирательная направленность личности на определенную деятельность.

Способность - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Структура - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Талант - важная степень развития способностей личности к определенной деятельности.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Убежденность - глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он служит в жизни.

Узнавание - опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умственное развитие - развитие ума, т.е. мышления; мышление в формировании познавательной деятельности.

Уровень умственного развития - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий.

Усвоение - форма познания, имеющая три произвольных или непроизвольных этапа: понимание, запоминание и возможность практического использования.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющее типичный для него способ поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Эмоции и чувства - своеобразное личностное отношение к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоция - непосредственное переживание человеком явлений и жизненных ситуаций.

Эстетический вкус - субъективная способность оценивать эстетические качества действительности.

Эстетический идеал - чувственное представление или понятие о должном как прекрасном.

Эстетическое восприятие - специфическое отражение человеком произведений искусства, объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность.

Эстетическое чувство - чувство наслаждения, которое испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в произведениях искусства. Это высшие человеческие чувства.

"Я - концепция" - система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми и отношение к себе.